Этот довольно большой урок охватывает многие аспекты работы над портретной
ретушью – от ретуши морщин и веснушек, до придания кожи гладкой и
ровной текстуры, распределение света и тени на портрете, добавление
нужных деталей…
Возможно этот урок покажется сложным для
новичков в фотошопе. Но если вы твёрдо возьмёте на вооружение принцип –
отдельный слой для каждой детали и эффекта и не побоитесь включать в
работу маски, то вы сможете без труда освоить ретушь почти на
профессиональном уровне.
Известно, что в фотошопе есть несколько способов сделать один и тот же эффект.
Этот
урок – так же не претендует на то, чтобы стать уникальным, забыв про
другие приёмы и техники, но он научит выбирать правильную технику для
каждого конкретного фото.
Процесс ретуши состоит из 6 главных шагов.
1. Регулировка уровня яркости.
2. Ретушь дефектов кожи
3. Добавление коже «тонкого макияжа»
4. распределение света и тени.
5. придание деталям портрета естественной текстуры
6 финальная коррекция цветовой палитры.
Вот несколько примеров ретуши.
Если всё делать с чувством меры, то степень эффектов всегда можно контролировать и изменять по вашему вкусу и требованиям.
Оригинал – это всего лишь изображение из видеоролика, очень низкого разрешения.
Эти примеры показывают, что даже такого типа изображения легко поддаются ретуши и сделать её можно очень успешно.
Неретушированное фото
средний этап работы
полная ретушь
Шаг 1 Регулируем уровни (яркость, тоновый диапазон)
На первом этапе работы важно правильно подобрать уровень яркости.
Перед
началом любой работы по ретушированию ВСЕГДА копируйте оригинальный
фоновый слой и оставляйте его внизу палитры. Никогда не делайте на нём
никакой коррекции. Это вопрос сохранности вашего изображения – если
что-то пойдёт не так, у вас всегда будет возможность вернуться к
оригиналу и переделать.
Итак, копируем слой и работаем с этой копией.
Существует несколько способов создать дубликат слоя.
Например, через главное меню
Layer> Duplicate Layer
Второй – при помощи комбинации клавиш Ctrl+J или Option+J для Мас.
Можно мышкой перетащить слой на кнопку Create и new layer внизу палитры слоёв.
Дайте
обязательно название продублированному слою . В дальнейшей работе у вас
может получиться большое количество слоёв и вы можете просто запутаться
в них, если не дадите подходящего названия каждому.
Поскольку мы
будем делать на этом слое коррекцию яркости при помощи настройки
уровней, можно так и назвать слой «Яркость – уровни» (чтобы
переименовать слой – двойной клик по его названию – печатаем своё
название слоя)
Итак помним всегда!!!
Сохраняем исходное изображение нетронутым в виде самого нижнего уровня.
Делаем новые слои для каждого изменения и эффекта. Это придаст вашей работе гибкость и возможность всегда всё исправить.
Для
изменения параметров яркости в том числе коррекции тёмных и средних
тонов будем пользоваться настройками Уровни (Levels) и Кривые (Curves)
Идём в меню
Image> Adjustments> Curves (Изображение – Коррекция – Кривые) или жмём (Ctrl+M)
Диалоговое окно кривых позволяет регулировать яркость и контраст применительно ко всему изображению.
В
нашем случае мы устанавливаем курсор в центр кривой потянем кривую
влево или вправо, понаблюдаем как при этом будет меняться изображение.
Всё зависит от того, надо ли нам сделать изображение темнее или ярче.
Работа с кривыми хорошо помогает отрегулировать степень яркости средних
тонов.
См рисунок: Если мы сдвинем кривую так, как указано на скриншоте, то мы сделаем изображение ярче.
Кривые
также можно использовать и для работы над контрастностью изображения,
коррекции цвета. Поэкспериментируйте на досуге – вы поймёте, что Кривые
– очень нужный инструмент фотошопа.
Теперь давайте рассмотрим работу диалога Levels (Уровни) – вызвать его можно комбинацией клавиш Ctrl+L
(подвигаем чёрный и белый ползунки к началу гистограммы, регулируем средние тона – серый ползунок)
Передвиньте
левый (чёрный) ползунок ближе к тому месту, где начинается сама
гистограмма – графическое изображение распределения тёмных и светлых
пикселей.
Вы увидите, что качество фото значительно улучшится за счёт увеличения тёмных пикселей (если именно их не хватает на фото)
Если
у вас на фото отсутствуют белые пикселы, то левый ползунок также
первоначально будет находиться « в стороне» от края гистограммы.
Сдвиньте его левее. Качество фото улучшится за счёт увеличения светлых
пикселей
Средний ползунок используйте для регулировки средних тонов.
На
хорошей фотографии должен присутствовать весь тоновый диапазон – от
чёрного до белого при хорошем разнообразии средних по яркости тонов.
Важно!
Поскольку
отражение яркости и контрасности очень зависит от настроек вашего
монитора, то при коррекции на компьютере всё может показаться вам на
первый взгляд просто замечательным.
Но при печати фото, вы можете получить обескураживающей результат.
Поэтому
совет – автора урока. Если вы всерьёз решили заняться ретушью или
вообще компьютерной графикой, то найдите возможность правильно
отрегулировать ваш монитор под существующие стандартные настройки.
Для этого есть специальные правила, программы и тесты.
Например.
Самый простой тест.
Если на этой полосе вы не можете чётко различить 10 оттенков значит с монитором у вас действительно проблемы.
Итак,
мы отрегулировали наш портрет таким образом, что в нём присутствуют в
небольших количествах чёрный и белый цвета и широкий диапазон средних
тонов.
Теперь можно переходить ко второму этапу – ретуши дефектов кожи.
Step 2.
Что всегда отличает фотомоделей на страницах журналов?
Ну конечно, идеальная кожа. Это результат ретуши?
По
правде говоря, не только . Во-первых, сами модели проходят серьёзный
отбор, их снимают профессиональные фотографы с помощью первоклассного
фотооборудования, над их имиджем и макияжем также работают
профессионалы. Так что нам, занимающимся любительской фотосъёмкой можно
только совсем немного приблизиться к тому идеальному гламуру, который
мы видим в любимых журналах.
Но мы всё же попытаемся.
Поэтому давайте начнём воевать с дефектами кожи. Делаем это на новом слое, чтобы держать всё под контролем.
Итак, создаём новый слой вверху палитры. Называем его, например «дефекты кожи».
Если вы хотите добиться супер-гламурного изображения, можно создать даже 2 подобных слоя.
На
втором корректирующем слое можно удалять значительные дефекты –
морщины, пятна и пр. вокруг рта, носа, на щеках, под глазами и вокруг
подбородка и щёк в то время, как первый слой будет служить для удаления
мелких дефектов (мелкие прыщики, веснушки…)
Если полное удаление
дефектов покажется неестественным, то мы всегда можем смешать слои,
чтобы частично вернуться к первоначальному виду фотографии.
Рассмотрим инструменты фотошопа, которые используются для удаления дефектов кожи.
Spot
Healing Brush – замечательный инструмент, который появился в программе,
начиная с версии CS2. Просто кликните по пятнышку на коже и оно
исчезнет. Нет необходимости брать образцы цвета или применять другие
настройки. Инструмент сам автоматически определяет образец тона,
исправляет дефекты и затем автоматически «вживляет вылеченный участок
кожи» на прежнее место. Иногда бывает необходимость регулировать размер
кисти или параметр жёсткости, особенно если вы уже работали над этим
участком и он выглядит слегка размазанным. Помните, что размер кисти
должен быть слегка больше, чем пятнышко на коже, которое вы убираете.
Полезные клавиатурные сокращения:
Клавиши
открывающаяся и закрывающаяся квадратные скобки [ ] позволяют быстро
менять размер кисти. И эти же клавиши в комбинации с Shift меняют
жёсткость кисти.
Healing Brush – Восстанавливающая кисть. Принцип
работы похож, но вначале нужно взять образец кожи (кликнуть по
выбранному участку-образцу, удерживая Alt) Этот инструмент превосходен
для работы на нежных участках кожи, особенно возле глаз.
Clone
Stamp Tool (Клонирующий штамп). Так же требует взятия образца кожи для
клонирования. Разница в работе с предыдущими двумя инструментами:
образец кожи ложится на новый участок, не смешиваясь по цвету с
лежащими рядом тонами. Иногда это бывает очень необходимо, особенно на
границах участков кожи и например одежды.
Можно использовать и
обычную кисть со сниженным значением opacity. Удерживая Alt, берём
образец тона на нужном участке, затем переносим кисть на пятна и
дефекты и закрашиваем их.
Иногда при работе с кистью бывает важно
правильно установить (режим) brush blend mode (эти настройки вы найдёте
в верхней части меню, при выбранном инструменте «кисть»
Например,
если режим смешивания кисти установить на Color, то в этом случае будет
меняться только цвет, а свечение тонов кожи не будет изменяться. Это
очень помогает при работе над неровными участками кожи, например скулы.
И снова полезные напоминания:
Вы
помните принцип, выдвинутый нами вначале – каждую коррекцию делаем на
новом слое. А как же быть в этом случае со взятием образцов? Ведь слой
прозрачный и цветовых оттенков на нём нет?
А очень просто. Ставим
галку вверху в меню в окошке Sample All Layers (образец всех слоёв) при
выбранных клонирующих инструментах, убеждаемся, что активным у нас
является новый чистый слой и начинаем работать.
И ещё совет. Какая
бы кисть не была выбрана для ретуши, лучше, если её параметр opacity
(непрозрачность) не будет превышать 20=30%. Это позволит накладывать
полупрозрачные мазки, контролируя их насыщенность. Образно говоря
«строить цвет»
Использование при ретуши кистей с непрозрачностью
60% и выше часто делает ретушь очень заметной, и линии и мазки
видимыми, грубоватыми и искусственными
Вот как выглядят настройки первого слоя коррекции дефектов кожи.
Удаляем мелкие дефекты кожи
(удаляем
мелкие пятна и морщины инструментами, как было описано выше. Вернуть
естественность коже мы можем позже, изменив режимы смешивания слоёв)
А вот так может выглядеть ваш слой удаления дефектов по окончании этого этапа работы
Если
ваши подкрашивания и подмазывания выглядят навязчиво, можно просто
снизить уровень opacity (непрозрачность) слоя, на котором мы делали эти
коррекции. Для этого есть специальный ползунок вверху справа в палитре
слоёв. Насколько снизить этот уровень – решать вам.
Иногда возникает
желание остановиться после этого шага. Дефекты удалены. Отрегулированы
уровни, яркость и диапазон тонов. Что ещё?
Ну тогда объединяем слои и будем любоваться результатом!
Но всё же мы пойдём дальше и будем добиваться не просто кожи без дефектов, а «безупречной кожи».
Шаг 3
Идеальная кожа.
На
портретах, которые мы ретушируем бывает масса недостатков кожи,
причиной которых могут быть как дефекты самой кожи, так и неудачная
съёмка.
Раньше для выравнивания дефектов применялись такие приёмы
как работа с каналами или размытие по Гауссу, работа инструментом
Smudge Tool. Они служили и служат для сглаживания. В версии фотошопа
CS2 появился фильтр Surface Blur – ещё один инструмент для придания
коже идеального вида.
Применение этого фильтра может стать основой для дальнейшей работы над макияжем.
Как он работает?
Он берёт образцы пикселей тонов кожи со всех участков лица и мягко смешивает их между собой.
Всем
кто более менее знаком с основами макияжа известно, что очень важно
правильно подготовить для него хорошую основу. Без этой основы макияж
ляжет грубо и вызывающе. Наша задача – подготовить такую основу на
фотопортрете, который зачастую грешит не только проблемами самой кожи
человека, но и ошибками неудачной фотосъёмки.
До появления фильтра
Surface Blur ретушёры проводили много времени, работая с каналами,
лавируя между режимами LAB и RGB. И всё это ради эффекта идеальной кожи.
Surface
Blur помогает справиться со многими проблемами за несколько минут.
Главное в его использовании – подобрать правильные настройки и не
потерять чувство меры. Этот фильтр хорошо работает во всех случаях, где
нужно добиться эффекта гладких поверхностей.
Как же работать с фильтром.
После
того как мы проделали всю подготовительную работу, описанную выше,
копируем все слои и объединив эти копии, создаём новый составной слой (
сами слои не трогаем – они должны остаться как есть, чтобы в любое
время можно было вернуться к работе с каждым из них.). Этот слой станет
основой дальнейшей работы.
Теперь мы создадим ещё одну копию этого составного слоя, к которому и будем применять фильтр Surface Blur.
Вот такая подсказка, как быстро сделать составной слой, оставив при
этом все предыдущие слои нетронутыми: Удерживаем клавиши Shift+Ctrl+Alt
одновременно, и не отпуская их, жмём по очереди N а затем E. Вы
увидите, что у вас получился новый слой вверху, составленный из
предыдущих а предыдущие слои не изменились.
Теперь проделаем этот
шаг с комбинацией клавиш ещё раз, чтобы добавить новый слой, к которому
и будем применять фильтр Surface Blur.
Давайте посмотрим как должна выглядеть палитра со слоями к этому этапу работы.
Расположение слоёв
самый нижний – наш фотооригинал
слой выше (Brightness corrections)– тот, на котором мы делали коррекции яркости и тонового диапазона (уровни, кривые)
ещё выше (Blemish removal layer) – слой на котором мы замазывали дефекты кожи
Выше – Composite layer – составной слой, который получился из трёх
нижележащих в результате комбинации клавиш и самый верхний – копия
предыдущего, к которому мы будем применять Surface Blur фильтр На
следующем скриншоте – как найти нужный нам фильтр
Применение фильтра к верхнему слою.
Значения настроек подбираем для каждого фото самостоятельно.
3 скриншота ниже помогут вам это сделать.
На первом скриншоте – кожа недостаточно гладкая. Можно увеличить значения настроек.
На втором – изображение как в тумане – слишком большие значения настроек фильтра.
На третьем - кожа выглядит гладкой и ровной. Фильтр применён правильно.
Конечно,
правильное применение фильтра требует практики. Хорошо, когда в
результате действия этого фильтра щёки не очень сильно осветляются и на
них остаётся диапазон приятных оттенков тёмных тонов.
Согласитесь,
что даже правильное применение этого фильтра оказывает слишком сильный
эффект, и портрет приобретает искусственный «кукольный» вид.
Поэтому
на следующем этапе нам нужны дополнительные приёмы, которые позволят
смягчить его действие, вернуть коже правильные тени и текстуру.
Теперь, наверное, самый важный момент – создадим ретушь- маску, которая
даст возможность очень для очень тонких и детальных коррекций.
Ретушь-маска
Это
самая художественная и тонкая часть работы. Если вы освоите этот вид
работы, то приблизитесь к тому, что называется профессионализм в
ретуши. Вы сможете исправлять, рисовать, дорисовывать текстуры, света и
тени, волосы, губы, ресницы и брови и даже украшения…
Маски – это
отдельный большой вопрос в освоении фотошопа. По этой теме есть
огромное количество уроков, написаны книги (например великолепная книга
Катрин Айсман). В одном уроке не охватить все аспекты, касающиеся
работы с масками, посему совет – поищите и ознакомьтесь с масками в
других источниках, в том числе Интернет-ресурсах.
Здесь мы рассмотрим один аспект применения масок из 6 основных.
Техника, о которой мы будем говорить называется «чёрная маска» или
hide-маска (скрывающая маска) Она добавляется к слою, когда под ним
есть ещё один.
На верхнем можно рисовать и при этом очень тонко и аккуратно смешивать его с нижележащим.
Обычно,
если вы работаете с двумя слоями, то верхний перекрывает нижний,
блокирует его. Как изменить это и сделать доступным одновременно и
нижележащий слой?
Мы просто добавим к верхнему слою маску. Сначала
она полностью спрячет изображение верхнего слоя. Но в том месте, где мы
начнём рисовать на нём белой кистью, изображение вновь станет
появляться над изображением нижнего слоя. Таким образом, если вам нужно
смешать элементы текстуры, размытия или другие коррекции верхнего слоя
с нижележащим, вы просто сможете сделать это, работая по маске мягкой
кистью белого цвета с низкими значениями opacity (непрозрачность).
Маска позволит вам делать любые коррекции ретуши, держа всё под
100%-ным контролем.
Если вам что-то не понравилось в вашей работе, то вернуть всё назад будет очень просто.
Просто измените цвет кисти на чёрный и «сотрите» все сделанные изменения.
Итак,
- корректируем белой кистью, а чёрной кистью – стираем и прячем не
понравившиеся нам изменения. А низкое значение opacity (14-30%) кисти
позволит вам делать ретушь мягкой и избежать резких линий и чётких
ненужных границ тонов.
Как это делается? После того как вы создали
два одинаковых слоя к верхнему применили какой-то корректирующий
эффект. В нашем случае как вы помните, это был фильтр Surface Blur, но
это могут быть и другие приёмы, естественно – добавление резкости,
цветокоррекция или что-то ещё. Эффект этот оказался довольно сильным и
сейчас задача немного смягчить его
Делаем активным слой Surface Blur
и добавляем к нему маску – кликам по прямоугольнику, похожему на
фотоаппарат, внизу палитры слоёв.
Одна деталь. Нам нужна чёрная
скрывающая маска, поэтому кликать по этому значку будем удерживая
клавишу Alt (Option) иначе вы получите белую маску, работа с которой
будет отличаться от нашей. Вы увидите, что рядом с пиктограммой слоя в
палитре появился значок чёрный значок маски.
Маску можно также добавить через меню Layer>Layer Mask>Hide All (Слой – Маска слоя – скрыть всё)
Для
того чтобы начать работать по маске, по ней нужно просто кликнуть
мышью, она станет активной – вокруг неё появится небольшая рамка.
Теперь
берём белую кисть, снижаем уровень её opacity до 6-30%. Начинаем
рисовать ей по маске. Вы увидите как размытие (результат применения
фильтра) мягко возвращается на изображение. Пройдитесь кистью по одному
и тому же месту несколько раз, чтобы подобрать степень размытия,
которую нужно вернуть фотографии. В первую очередь обработайте щёки и
лоб. У границ и в тех местах, где вы удаляли складки и морщины степень
размытия лучше сделать меньше.
А в целом – вся работа на этом шаге зависит от вашего художественного вкуса и желания.
Вот скриншот
Надписи на нём в основном повторяют сказанное выше.
Но всё же напомню.
Вверху – 20% opacity кисти чтобы сделать ретушь мягкой и пластичной.
стрелки слева, надпись внизу – работаем белым цветом по маске, чтобы вернуть эффект Surface Blur.
В палитре слоёв сверху вниз:
Чёрно-белая маска
Слой Surface Blur с добавленной маской.
Прежде
чем начать работу по маске убедитесь, что она активна – кликните по
ней. При активной маске вокруг ней вы увидите небольшой
прямоугольник-обрамление.
После того как вы закончили работу по маске, она будет выглядеть примерно вот так.
Чем светлее участки на маске, тем сильнее на этих участках будет
проявляться эффект Surface Blur, на серых участках степень эффекта возвращена частично, на чёрных – эффекта фильтра не будет.
Использование
этой технике применимо для любых типов коррекции, и позволяет всю
работу держать под контролем и что важно – переделать на любой стадии.
Как
уже было сказано, если что-то при работе с белой кистью пошло не так,
просто нажмите Х, цвет кисти поменяется на чёрный и поработав кистью по
этим участкам снова, вы вернётесь к более раннему состоянию фото.
Если
вам в целом не понравилось, то что у вас получилось, нет необходимости
возвращаться к предыдущему шагу с фильтром Surface Blur, можно просто
удалить маску (только маску, а не слой с ней), добавить новую и начать
заново работу с шага с маской.
Кроме того в этом шаге у вас ещё на
вооружении – opacity (непрозрачность) самого слоя – двигая там ползунок
вы сами решите на каком значении стоит остановиться.
Режимы смешивания слоёв (mode) также могут оказаться полезны.
Попробуйте
такие : overlay, softlight, lighten, darken and multiply (перекрытие,
мягкий свет, осветление, затемнение и умножение).
Как уже было
сказано, работа с такой маской может применяться не только на слое с
эффектом Surface Blur, но и там, где добавлены другие эффекты и их
действие нуждается в коррекции – это может быть слой, к которому
применялась коррекция резкости, шума, цветокоррекция, наложение текстур…
|